www.78stroy.ru  / "МастерОК" / 2010 / №11 (120) / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ И СОВРЕМЕННОСТЬ lskgranit.ru/ "Ленстройкомплектация" | www.6543210.ru/ "Ленстройтрест"
На главную Поиск по сайту Написать письмо
Новости
О компании
Строительство
Производство
строительных материалов
Пресса
"МастерОК"
Раскрытие информации
Темы дня
2013
 
2012
 
2011
 
2010
 
2009
 
2008
 
2007
 


С какой целью вы зашли на сайт ПО "Ленстройматериалы"?
Вы можете выбрать максимум 4 варианта
1. Получить информацию о руководстве компании
2. Узнать контактную информацию
3. Ознакомиться с продукцией и предоставляемыми услугами
4. Найти вакансию
5. Узнать новости



 


Привлекательный работодатель12312



№11 (120)

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ И СОВРЕМЕННОСТЬ

От редакции: Когда после октябрьской революции 1917 года в России наступила эпоха социализма, для всех конфессий, в том числе и православной церкви, настали трудные времена – задачей новой власти было уничтожить влияние священников на сознание народных масс. И наступил период безверия.

Все проходит – прошло и это. Вот уже 20 лет, как строится новая Россия – жизнь стала проще и легче, чем, допустим, в начале 90-х годов; и когда отпала острая необходимость забот о хлебе насущном, наступил период размышлений о душе. И многие стали задавать себе вопросы. И искать на них ответы.

28 ноября начинается Рождественский пост. Сегодня многие из нас, прекращая есть мясо в определенные церковным православным Уставом дни, ожидают духовного просветления или хотя бы оздоровления тела. Но так ли полезны эти самостоятельные опыты? Большинство книг и статей о постах дают рекомендации физического плана (не ешьте мясо-масло-молоко), ищущим же нужно понимание работы законов.

Хочу представить вашему вниманию выдержки из книги Владимира Родина: «Православный пост и современность». В ней удивительным образом сочетаются каноны православия и требования современного мира. Полный материал можно найти в Интернете, книга была издана в Обнинске в 2008 году издательством «Трехсвятское».

***

«Так ли обязателен пост для современного христианина и в какой мере его практика, сформировавшаяся в условиях средневековых монастырей, применима к нездоровым условиям современной жизни с ее бешеным ритмом и обилием искушений?

Дух православного поста

Апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

Василий Великий: «Как вода, разделяемая на многие протоки, делает, что зеленеют все места, лежащие около протоков, так и страсть чревоугодия, если разлилась в твоем сердце, напоив все твои чувства и насадив в тебе лес пороков, обратит душу твою в жилище зверей».

Иоанн Кронштадтский: «Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; …но – из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли…? Из-за чего мы делаемся жестокосердечными к бедным и даже к своим родственникам? – Не из-за пристрастия ли нашего сластям, вообще чреву…? Возможно ли работать Богу и мамоне…? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Не из-за яди ли единой…? Из-за чего грубеет сердце наше? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питию и прочим земным благам?». 

По этой причине суть новозаветного духа православного поста <…> состоит в том, что определенные виды пищи запрещаются не для того, чтобы уберечься от своего рода осквернения или нанесения вреда здоровью, а для освобождения души от зависимости чревоугодному чувству.

Особенности нашего времени, влияющие на практику поста

Условия современной жизни создают дополнительные трудности и проблемы, с которыми в свое время не сталкивались составители Типикона (греч. Typikon, церковный устав – прим. ред.). Прежде всего, эти проблемы связаны с сильно изменившимся качеством пищи, которое может порождать у постящегося ряд проблем как телесного, так и духовного плана. В отличие от прежних времен, современная пища часто неполноценна, поскольку готовится в основном из обедненных витаминами и минеральными веществами рафинированных продуктов, и даже вредна, если содержит генетически модифицированный материал, консерванты и экологические загрязнения. Если связанное с постом уменьшение ассортимента приводит к увеличению в рационе доли таких продуктов питания, то это может отрицательно сказаться на самочувствии и даже здоровье.

Другая отличительная особенность современных продуктов – ежедневная доступность вкусной и даже изысканной пищи для повседневного питания большинства людей. То, что раньше было только на праздничном столе, сейчас стало обыденным. Поэтому нашим предкам, питавшимся в основном простой, приготовленной без особых изысков пищей, было сравнительно просто переключиться на постный режим питания. Нам же делать это гораздо сложнее, поскольку приходится переживать своего рода легкую «ломку», связанную с сильной неудовлетворенностью, по сути дела наркотическим пристрастием к вкусной и изысканной пище.

Воздержание в трапезе

В современном обиходе постом считается любое воздержание в пище в установленные Церковным Уставом постные дни. Все остальное лишь – разные степени воздержания от пищи. Типикон различает 7 таких степеней:

1) пища без мяса; 2) растительная пища с рыбой, исключающая мясо, молочные продукты и яйца; 3) растительная пища с рыбной икрой, которая исключает и рыбу; 4) растительная пища с елеем (растительным маслом), исключающая любые продукты животного происхождения; 5) вареная растительная пища (варение) без елея предполагает употребление любой растительной пищи, приготовленной без добавления растительного масла; 6) сухоядение, что означает вкушение 1 раз в сутки после 3-х часов дня без елея и вина, главным образом хлеба и воды, а также натуральных растительных продуктов (фруктов, овощей, семечек, орехов и т.д.), не подвергавшихся термической обработке; 7) полное воздержание от пищи и воды.

Для неподготовленного человека резкая смена питания, безусловно, очень вредна. Поэтому приучать себя к посту надо постепенно и обязательно под руководством и при благословении духовника. При этом <…> пост ни в коем случае не должен вредить здоровью. Постепенность и умеренность не только предотвращают возможные срывы, но и служат признаком духовной зрелости и чистоты.

Начинать соблюдать пост можно, отказываясь в постные дни сначала от мяса, а потом от яиц и молочной пищи. Только после окончательного привыкания к такого рода режиму питания можно начинать поститься в соответствии с календарем для новообращенных, опять же принимая его как подготовительный и временный этап. С физиологической точки зрения питание в соответствии с этим календарем не представляет для организма опасности от слишком резкой смены привычного качества поступающих с пищей питательных веществ. Достигается это за счет того, что потребность в полноценном животном белке удовлетворяется благодаря обилию постных дней, разрешающих рыбу, которая, согласно научным данным, по питательным свойствам не только не уступает мясу, но по некоторым показателям даже превосходит его.

После того как пост для новообращенных станет привычным, можно начинать вводить в него все возрастающее количество элементов поста по Типикону, приучая тем самым организм к более эффективному, экономичному и, в конечном счете, более здоровому обмену веществ.

Причины ухудшения самочувствия во время поста

Такое ухудшение может быть вызвано чисто физиологическими причинами, связанными с инертностью обмена веществ в организме, который не в состоянии быстро перестроиться при слишком резкой смене типа питания. <…> Но главные причины лежат в духовной плоскости и связаны они с несоответствием степени душевной чистоты постящегося и меры возлагаемого им на себя подвига поста. Ведь пост можно определить как единство телесного (в трапезе и супружеских отношениях) воздержания и духовного очищения. Единство это гармонично и взаимозависимо, поэтому больший уровень духовности неизбежно требует большего воздержания.

С другой стороны, хотя любое воздержание само по себе полезно, и «пост есть испытанный способ … через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу...», если пост сводится только к ограничению в пище без должной покаянной молитвы, без исполнения воли Божией и приобщения к церковным Таинствам, то вызванное воздержанием утончение духовных мистических способностей приводит душу к большей восприимчивости воздействия духов злобы». Поэтому «сколь потребна ржа для железа, столь же пользует и пост злопамятного человека», то есть пост в злобном, страстном и агрессивном состоянии духа разрушает здоровье так же, как и ржавчина разрушает железо. В этой связи кажется вполне закономерным вывод о том, что пост открывает истинную сущность человека – у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы.

Искушения, лишающие плодов поста

Св. Василий Великий писал: «Кто по причине утруждения от путешествия или какого-либо тяжелого дела окажет телу своему несколь­ко снисхождения и даст ему нечто более сверх обыкновенной меры, в пище ли то, или в питии, или во сне, – сие не зазорно и осуждения не зас­луживает, ибо он поступил так с рассуждением и по благословной надобности».

Но раньше передвижения на большие расстояния совершалось в основном пешком или верхом на лошадях, что требовало значительных физических усилий. Сейчас же даже самые дальние путешествия совершаются в комфортных условиях и, как правило, сопряжены с гиподинамией, что требует не ослабления, а усиления поста. Это как раз тот случай, когда «пост… добрый спутник путешественникам».

Тема поста во время болезни очень сложна, и в одинаковой степени требует совета желательно верующего врача и духовника.

И последнее. Нельзя думать, что получение благодатных плодов поста целиком зависит от того, как он проведен. Очень важно и то, насколько мы привержены духу воздержания до и после поста. «Борец предварительно упражняет тело, а постник должен предварительно воздерживаться». Такая подготовка избавит от многих искушений во время поста и, прежде всего, от недомогания, связанного с резкой сменой режима питания. Поэтому по сути дела «пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней».»